SMM

Критерии результативности
Безусловно, чтобы оценить реальную стоимость специалиста, работодатель должен понимать, как измерить эффективность сотрудника и самого инструмента. Обычно для этого сравнивают расходы на продвижение с изменением объемов прибыли, числом полученных контактов (из них – процент «теплых»), количеством публикаций или упоминаний в СМИ. Однако результат применения SMM-технологий сложно измерить в столь масштабных показателях, особенно на коротком временном лаге.

С другой стороны, более близкие к работе данного специалиста показатели не всегда точно определяют его вклад в общий результат компании. Так, эффект от того, что человек присоединился к определенной группе – минимален. Отражением интереса к продукту скорее должно стать участие в обсуждении, комментарии, принятие приглашения, например, на выставку. Однако учет подобных показателей слишком трудоемок.

Впрочем, чтобы отразить весь вклад работы менеджера SMM, цифр недостаточно. Social Media Marketing – это скрупулезная скрытая и открытая работа с сообществами, целями которой могут являться и брендирование, и увеличение лояльной аудитории, и привлечение посетителей на сайт компании, и получение обратной связи, и прямые продажи. Взаимодействие с социальными медиа основано на человеческих коммуникациях, на создании двусторонней связи между бизнесом и потребителем (в отличие, например, от SEO, где объектом воздействия являются поисковые системы), соответственно, оценку эффективности SMM правильнее свести не только к числовому (LiveInternet, Яндекс-Метрика, Google Analytics), но и к качественному анализу.

Давая рекомендации по оценке кандидата, эксперт «ЮНИТИ» советует обратить внимание на примеры выполнения им отдельных задач. «Чтобы  проанализировать профессионализм соискателя, стоит выяснить, как он справился с конкретным заданием, в частности, нивелировал негатив, возникший у части клиентов. Общие показатели эффективности компании, конечно, более понятны, но часто доля вклада сотрудника в их достижение может быть значительно ниже, чем оценивает ее он сам, – поясняет Юлия Богданова. – В то же время, выстраивая систему внутренней оценки результатов SMM-специалиста, безусловно, необходимо определить взаимосвязь его индивидуальных результатов работы с показателями деятельности компании».

По словам Олега Волкова, глобальная ошибка внедрения SMM, в том числе мешающая правильно измерить эффект от работы самого сотрудника, – отсутствие целеполагания. «Продвижение в социальных сетях должно основываться не на общих принципах, а вестись в соответствии с утвержденной в компании стратегией. В этом случае упростится и оценка результатов, которая будет привязана к бизнес-задачам  организации и ключевым параметрам эффективности», – говорит эксперт. Таким образом, чем яснее задача, тем легче проанализировать не только квалификацию сотрудника, но и отдачу от вложенных в SMM средств.